Полномочный представитель Президента РФ

Детские сады г.Пензы
Главная Советы логопеда Что могут сделать родители, чтобы предотвратить нарушение речи у ребёнка?

Что могут сделать родители, чтобы предотвратить нарушение речи у ребёнка?

Известно, что любое нарушение легче предотвратить, чем исправить. Для того чтобы предотвратить задержку развития речи у  ребенка, необходимо с первых недель его жизни соблюдать ряд несложных правил.

Мать должна с самых первых дней много разговаривать с ребенком, общаться с ним, вызывать его на «разговор» и немедленно отвечать на любые попытки спокойного общения со стороны ребенка. Помните о том, что маленькие дети обучаются путем подражания матери, наблюдения за ней и общения с нею.

Так, мать, обращаясь к ребенку, должна говорить громко и раздельно, в комнате должно быть светло и свежо, игрушки нужны яркие и разноцветные.

Внимательные родители должны знать, как в норме развивается речь ребенка от рождения до поступления в школу

Если ребенку уже около трех лет, а он все еще толком не говорит, то все силы семьи должны быть брошены на решение этой проблемы.

Все занятия с ребенком такого возраста проходят в форме игры. Игры родителям может порекомендовать психолог или логопед, но многие родители изобретают их самостоятельно, исходя из индивидуальных особенностей ребенка

В борьбе с задержкой развития речи у детей до двух лет необходимо стимулировать у них звукоподражание.

— Как говорит киска? Как ревет медведь? Как гудит самолет? Как жужжит пчела? Активная и многообразная звукоподражательная деятельность готовит детей к овладению членораздельной речью.

Полезно изготовить набор картинок, наклеенных на плотный картон. Среди этих картинок должны быть животные, птицы, насекомые, люди, транспорт и другие предметы, и даже явления (например, гроза, ветер), которые производят какие-либо звуки.

Этот набор вы будете использовать долго и многофункционально. Сначала, как уже упоминалось, для стимулирования звукоподражаний. Если ребёнку больше 2 лет, вы показываете картинку и задаете основополагающий вопрос: «Что это?» или «Кто это?». Следующий вопрос на основании той же картинки: «Что делает?» Еще один вопрос: «Какой он?» То есть, пользуясь все тем же набором, вы сможете простимулировать у ребенка построение трехсловного предложения: «Черная кошка сидит»; «Большая машина едет».

Ребенок не отвечает — отвечаете сами. Громко, четко, вразумительно. Столько раз, сколько понадобится.

Каждый день в одно и то же время читайте ребенку короткие сказки или простые истории. Если ребенок не склонен вас слушать и норовит убежать или отвернуться, воспользуйтесь будильником. Поставьте его на две-три минуты. Если ребенок внимательно слушает сказку до того, как будильник зазвенит, похвалите и поощрите его лаской или угощением. Постепенно увеличивайте время, в течение которого ребенку в ожидании поощрения придется сохранять внимание. Впоследствии его заинтересуют и сами сказки.

Гуляя с неговорящим или плохо говорящим ребенком старше двух лет, громко и просто рассказывайте ему о том, что вы видите вокруг. К концу прогулки подведите итоги, составьте своеобразный «план-конспект» того, что произошло. (Он может состоять из 3-5 предложений и выглядеть, например, так: «Мама и Костя были на вокзале. Там были поезда. Поезда большие. Они говорили: Ту-ту-у!») Далее попросите всех членов семьи (включая доступных соседей и друзей дома) запросить у Кости имеющуюся информацию: «Где были мама и Костя?», «Что было на вокзале?», «Какие поезда?», «А как они гудят?» Мама в этой ситуации тихонько (на ушко) подсказывает ребенку правильный ответ и успокаивает его, если он терпит неудачу и начинает злиться.

И специалисты, и родители должны знать, что в раннем возрасте можно говорить лишь о возможных негативных тенденциях в развитии речи ребенка, а не выносить окончательный вердикт о нарушении его речевого развития. Даже малоговорящий ребенок, при соответствующем внимании со стороны взрослого, способен добиться значительного прогресса в развитии в своей речи в течение достаточного периода времени. Опыт показывает, что после двух-трех месяцев целенаправленного внимания к развитию детской речи со стороны родителей, которые используют в ежедневном общении с ребенком игры и тренировочные упражнения, рекомендуемые логопедом и воспитателем, малыш добивается заметных успехов в накоплении и активизации своего словарного запаса.

Учитель- логопед высшей квалификационной категории
Грунина Юлия Владимировна
 
HostCMS Рейтинг@Mail.ru